НОСТРОЙ разъясняет вопросы по отмене сметных норм при исполнении контракта

НОСТРОЙ разъясняет вопросы по отмене сметных норм при исполнении контракта

17 мая 2022
1063

Печать
Федеральным законом от 01.05.2022 г. №124-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» отменено применение сметных нормативов и сметных цен строительных ресурсов при исполнении государственных и муниципальных контрактов. В связи с этим от строителей поступает множество вопросов, касающихся контрактов, предусматривающих оплату выполненных работ с применением сметных нормативов. Ассоциация «Национальное объединение строителей» подготовила соответствующие разъяснения, чтобы не допустить срывов исполнения таких контрактов.

Прежде всего, принятым законом последовательно реализуется политика по переходу всей строительной отрасли на механизм «Смета контракта». Именно с внедрения данного механизма и начал свою работу НОСТРОЙ в вопросах ценообразования.

Ключевое в этом механизме: государственные сметные нормативы и сметные цены используются заказчиками только для определения начальной максимальной цены контракта (НМЦК). После определения НМЦК составляется проект сметы контракта на укрупненные виды работ без использования предусмотренных проектной документацией в соответствии с Градостроительным кодексом РФ сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов.

Далее по результатам торгов заключается договор, согласовывается график выполнения работ и определяется этапность финансирования. Оплата выполненных работ осуществляется заказчиком на основании подписанных актов выполненных работ, которые составляются подрядчиком на основании сметы контракта (без использования сметных нормативов).

Таким образом, в рамках исполнения механизма «Смета контракта» стороны на торгах определяют цену за достижение результата без детального раскрытия технологического процесса. Технические и объемные требования предусматриваются проектной документацией. В процессе выполнения работ подрядчик вправе принимать решения (при условии соблюдения им технических требований) по использованию строительной техники (использование аналогов), по численности рабочих строителей (но не менее, чем предусмотрено в организационно-технологической документации), а также по выбору труда (ручной или с применением новых технологий).

До внедрения механизма «Смета контракта» сметная документация, составленная с применением сметных нормативов, являлась приложением к договору, на основании которого формировались акты выполненных работ (формы № КС-2). И одной из главных задач подрядчика являлось соблюдение технологического процесса не только в соответствии с проектной документацией, но и прописанного в сметном нормативе. Чтобы стимулировать строительную отрасль к развитию и было принято решение о внедрении механизма «Смета контракта», где сметные нормы используются только для определения предельной стоимости, а при выполнении контрактов должны вступать в силу график работ и график финансирования.

Тем самым соблюдаются интересы государства по экономии, подрядных компаний — по технологиям производства работ, а также упрощается работа заказчиков по приемке выполненных работ. Изменениями, принятыми к 124-ФЗ, исключена оговорка, позволяющая использовать старый механизм формирования актов выполненных работ на основании сметных норм.

В связи с тем, что данный закон не имеет переходного периода и его действие распространяется, в том числе, на действующие контракты, существует ряд сложностей, на которые стоит обратить внимание. Согласно ст. 422 Гражданского кодекса РФ все заключаемые договоры должны соответствовать императивным нормам законодательства. В случае принятия нового закона в течение действия договора, данный договор продолжает свое действие только в части, не противоречащей действующему законодательству. Для предотвращения остановки финансирования выполненных работ после 1 мая 2022 года по тем договорам, где сметная документация является приложением к ним, а также срыва сроков строительства и ввода объектов, необходимо привести все эти договоры в соответствие с принятыми изменениями в законодательстве.

Подрядчикам целесообразно в кратчайшие сроки подготовить свои предложения и в официальном порядке направить их государственным и муниципальным заказчикам с целью заключения дополнительных соглашений для урегулирования процесса приемки выполненных работ. В случае возникновения в процессе выполнения работ дополнительных работ, не предусмотренных договором, необходимо руководствоваться действующим законодательством и посчитать общую стоимость дополнительного объема работ по государственным сметным нормативам и ценам, зафиксировать его дополнительным соглашением и сразу определить порядок приемки работ.

Для справки

Часть 1 статьи 8.3. Гражданского кодекса РФ, в которую внесены изменения, теперь гласит: «Сметная стоимость строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, а также сметная стоимость капитального ремонта многоквартирного дома (общего имущества в многоквартирном доме), осуществляемого полностью или частично за счет средств регионального оператора, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо средств собственников помещений в многоквартирном доме, определяется с обязательным применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов.

В иных случаях сметная стоимость строительства определяется с применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов, если это предусмотрено федеральным законом или договором. Сметная стоимость строительства используется при формировании начальной (максимальной) цены контрактов, цены контрактов, заключаемых с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, сохранению объектов культурного наследия в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, законодательством Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, формировании цены иных договоров, заключаемых указанными в части 2 настоящей статьи лицами и предусматривающих выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, по сохранению объектов культурного наследия, при условии, что определение сметной стоимости строительства в порядке, установленном настоящей частью, в соответствии с настоящим Кодексом является обязательным.

При этом сметные нормативы и сметные цены строительных ресурсов, использованные при определении сметной стоимости строительства, не подлежат применению при исполнении указанных контрактов или договоров».

Полезные ссылки

adress163000, Архангельск, пр.Чумбарова-Лучинского 10, корп. 1, секция 9, 2 этаж

Подпишитесь на новости

[newsletter_form]