Нацпроекты. Ход реализации. Проблемы. Пути решения

25 декабря 2019
2015

Печать
Губернатор Игорь Орлов провёл в Правительстве Архангельской области совещание с руководством СРО «Союз профессиональных строителей» и основных строительных организаций области. Поводом для встречи стало обсуждение вопросов, возникших к строителям при возведении объектов в рамках бюджетного финансирования и исполнения национальных проектов.

В начале встречи губернатор чётко сформулировал цель мероприятия – найти конкретные пути решения острых вопросов, связанных с низкими темпами и зачастую низким качеством строительных работ по национальным проектам. К примеру, самый крупный нацпроект – «Жильё и городская среда»: к 2024 году в регионе предстоит построить более 450 тысяч квадратных метров нового жилья, на что будет потрачено более 22 миллиардов рублей. Для строительной отрасли региона это колоссальные объёмы работ. Но уже сегодня у строителей начали возникать серьёзные проблемы, хотя пока речь идёт о расселении чуть более 40 тысяч квадратных метров на общую сумму 1,6 млрд рублей. В реальных цифрах это 15 новых многоквартирных жилых дома в восьми муниципалитетах области. И ежегодно темпы строительства будут возрастать. А кроме этого строительство ведётся по нацпроектам «Культура», «Здравоохранение», «Образование», «Демография». Сегодня по всем нацпроектам заключены контракты на общую сумму 8,7 миллиардов рублей.

По словам министра строительства и архитектуры Архангельской области Дениса Гладышева, почти 90 процентов госконтрактов распределен между всего четырьмя подрядными организациями. Но они справляются не всегда и не везде: отставание от плана составляет от одного до девяти месяцев. Хотя для упрощения работы региональное правительство предоставило подрядчикам право самостоятельного выбора проектной организации, с 7 до 5 дней сокращены сроки выдачи разрешения на строительство, сроки проведения госэкспертизы сокращены до 30 дней.

– В этой связи мы просто вынуждены ужесточить работу с подрядными организациями, и надеемся на поддержку со стороны СРО «Союз профессиональных строителей», – сказал Денис Гладышев. –  Стоит рассмотреть возможность применения 372-го Федерального закона от 2016 года в части выполнения возложенных на СРО функций контроля за исполнением членами СРО обязательств по государственным и муниципальным контрактам, а также ряд других мер.

В сложившейся ситуации возрастает роль и ответственность саморегулируемой организации «Союз профессиональных строителей», в состав которой на сегодняшний день входит 500 компаний и без членства в которой строители не вправе принимать участие в государственных и муниципальных торгах.

– Ситуация складывается таким образом, что мы вынуждены предпринимать конкретные, порой жёсткие меры для того, чтобы исключить срыв реализации нацпроектов, – обозначил задачу губернатор Игорь Орлов.

Исполнительный директор СРО «Союз профессиональных строителей» Андрей Бессерт внес в этой связи ряд предложений. Во-первых, по его мнению, необходимо вернуть специализацию строительных предприятий согласно видам работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капстроительства, поскольку отсутствие видов работ не позволяет получить представление о квалификации строителей, претендующих на выполнение того или иного госзаказа.

– СРО может ввести дополнительные требования по наличию у участника СРО определенного количества работников необходимой специальности и квалификации, а также по наличию машин, оборудования и механизмов, позволяющих выполнять те или иные виды работ, предусмотренные госзаказом, – предложил Андрей Бессерт. –  Также мы предлагаем исключить обеспечение исполнения контрактов для членов СРО, совокупный размер договорных обязательств которых по договорам, заключённым с использованием конкурентных процедур, не превышает 10 млн руб. Это простимулирует малые компании. И рассмотрение этого вопроса мы уже ведём совместно с Национальным объединением строителей.

Кроме этого, по словам исполнительного директора, союз готов оперативно реагировать на запросы государственных и муниципальных заказчиков и проверять свои компании, а при необходимости приостанавливать разрешение на заключение новых договоров. Также необходимо внедрить рейтинговую систему оценки участника торгов, учитывающую стоимость и сложность исполнения конкретного строительного контракта, ввести обязательное комплексное страхование строительно-монтажных рисков и финансовой защиты, покрывающей все виды ущерба, независимо от причины его возникновения.

– Для снижения финансовой нагрузки на участника и для ускорения начала строительства имеет смысл предусмотреть обязательное авансирование контракта, но, безусловно, только при наличии обязательной банковской гарантии и комплексного страхования контракта. Также необходим строгий контроль уровня компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств в СРО и объема уже заключенных договоров за минусом уже выполненных работ, – считает Андрей Бессерт. – В настоящий момент такой контроль осуществляет только саморегулируемая организация.

– Ситуацию в строительной отрасли необходимо рассматривать на регулярной основе, скажем, ежемесячно и делать это на базе правительства области, – считает председатель Совета СРО «Союз профессиональных строителей» Михаил Палкин. – Необходимо рассматривать каждый случай и принимать оперативные решения, в том числе и с использованием механизмов СРО.

В итоге было принято решение проработать поступившие предложения и начать применять наиболее действенные уже с начала следующего года.

Полезные ссылки

adress163000, Архангельск, пр.Чумбарова-Лучинского 10, корп. 1, секция 9, 2 этаж